"Касабланка". Классика Голливуда и возможно всего киномира
Думаю, настало время проснуться на некоторое время и запостить один-два кинопоста. Первым претендентом на просмотр стал недавно заинтересовавший меня, но уже старый черно-белый фильм
Этот фильм 1942 года, стал киноклассикой для американцев, его, говорят, крутят в кинотеатрах и теле-ящике, как у нас фильмы Рязанова или Гайдая. Он заслужил множество упоминаний в фильмах и сериалах, я, например, вспомнил упоминание о нём в сериале
Да, я почти сразу скачал его с торрентов, и этим потворствовал пиратству и прочей антизаконной лабуде, но если не найти его или просто нет времени искать его, то что оставалось делать. И он просто лежал где-то в Загрузках.
Я сейчас начну писать без оглядки на прочие мнения своё личное мнение. Я понимал, что по своей композиции и духу это будет фильм вроде "В джазе только девушки" или "Некоторые любят погорячее", с оговоркой, что это военный и более ранний фильм. Как бы оно, так и оказалось. Конечно, это не вульгарная комедия, а романтическая история, но все же для меня это так, потому что я мало смотрел киноклассику Голливуда.
Сюжет фильма прост:Главный герой – оставивший родину американец Рик Блэйн, воевавший на стороне республиканцев в Испании и помогавший с оружием в итальянской Эфиопии, теперь владелец игорного клуба в Касабланке, порту в Северной Африке под управлением вишистской Франции. Пребывая в меланхолии среди беженцев от войны из Европы, коллаборационистов и тайных борцов с фашизмом, он случайно встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной, Ильзой, которая приехала в город вместе со своим нынешним мужем, борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло.
По следу беженцев идут немцы, и Ильза пытается упросить Рика отдать принадлежащие ему важные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки, чтобы продолжить свою борьбу. Тут в личные отношения героев, не только главных, вмешиваются казалось бы умершие чувства, политика и просто судьба.
Несмотря на простой и понятный сюжет и наивное повествование, фильм неожиданно увлекает. Увлекает именно своей наивностью и романтичностью. Финал фильма оказался почти предсказуемым, но никак не скучным. Быть может, я слышал или читал про финальную сцену или смотрел её, но почему-то при просмотре финала пахнуло узнаванием. Быть может фраза из финального диалога и сама сцена так много раз повторялась в других фильмах.
Мне понравилась финальная сцена с улетающим самолетом, и финальный диалог между героями. Это фильм с хорошей атмосферой, с хорошими актерами и простой незамысловатой жизненной, но романтичной историей, от которой щиплет в глазах и становится легче. Ах, Амалия Аркадьевна, как раньше люди могли любить друг друга, какие были у них Эмоции... или стоп... это не отсюда... и не по теме, ну ладно.
Сейчас фильм некоторые критиканы ругают, но это ругают некоторые узколобые типусы, или, я бы сказал, интернет-тролли, которые не поняли смысл фильма. Хм, быть может просто эти люди не любят старые классические фильмы?? Или переносят сегодняшние политические разногласия куда-то в прошлое? Так и не стоит им смотреть старые американские фильмы.
И боже упаси вас читать их критические опусы...
Они пишут, что не поверили этой истории, как же так... идёт жестокая война на жизнь и смерть, а тут любоффф и исчо какая-та идиллия... всякие нестыковки и всё такое.
А смысл в том, что несмотря на войну и всяческие страдания и ужасы, и лишения военного времени, всегда есть место эмоциям и чувствам, большой любви.
Назвать истинным шедевром этот фильм, у меня не поднимается палец над клавиатурой, но это бесспорно прекрасный фильм. И только потому, что я не вырос на джазе или как там называлась музыка того времени, соул?? Но заглавная композиция фильма мне понравилась (ну она и не была совсем джазовой). Короче, джазовый настрой фильма мне не понравился, но это дело вкуса.
И потом с Хэмфри Богартом я слабо знаком, с Ингрид Бергман получше, но их лица не вызывают у меня узнавания и приветствия, поэтому вот такое впечатление. У Богарта в этом фильме было какое-то деревянное лицо, у Бергман блестели слёзы на глазах, но... не знаю, как-то я не слишком верил их героям. Но повторяю история романтичная и заставила меня задуматься о жизненных перипетиях того военного времени.
История в фильме по современным мерках проста и наивна, но в то время возможно была достаточно закрученной. В фильме все же есть любовный треугольник, есть тема антифашистского движения, коллаборационизма, и есть некая безысходность военного времени. Есть также и толика юмора.
Прекрасные лирические музыкальные композиции придают происходящему в фильме дымку романтичности, но все же так как я не воспитан на джазовой музыке, они не совсем нашли путь в моё сердце. Не буду прикидываться, что впечатлен ими, а так они великолепны.
Если сравнивать с фильмами Гайдая или фильмами про Отечественную войну 1812 года, которые тоже являются нашей киноклассикой, так Касабланка это достаточно сложный фильм. Если отбросить вышеприведенные мои личные неприятия и вкусовщину, то тогда фильм Касабланка можно признать шедевром. Правда, шедевром фильмом о военном времени, о любви в военное время, я признаю наш фильмА на примере "Касабланки" становится понятно какое впечатление о той войне у основной части американцев. Отдаленно-романтичное и мелодраматичное, о чем-то на той стороне океана. А может и нет.
Фильм снят хорошо, душевно. На примере этого фильма стоит задуматься, а стоит ли колорировать, то есть раскрашивать старые черно-белые фильмы?? Мне кажется, что при этом теряется нечто, некая душа и обаяние старых фильмов. Несмотря на то, что фильм черно-белый, его стоит смотреть в наилучшем качестве, чтобы уловить игру эмоций на лицах героев.
И вообще надо подумать а стоит ли смотреть такие старые фильмы, тем более классику другой страны, Голливуда или например Франции, вроде экранизаций Ремарка... наверно всё же стоит, так как мир становится тесным. Сегодня ты живешь в России, завтра будешь жить в Европе или Америке, мда, такие дела. Железный занавес пал, и теперь надо учиться культурным традициям других народов.
Я не пожалел, что посмотрел этот фильм, потому что понял, что сюжет этого фильма так или иначе повторяется ещё в некоторых просмотренных мной фильмах. И не только про войну. Мне кажется, что фильм достоин просмотра, его можно посмотреть любому зрителю любого возраста. Каждый найдет в нем что-то для себя. Ребенок что-то своё, подросток... тоже что-то своё, итд.
Посмотреть что ли в качестве продолжения темы